Горячая линия 8-922-903-46-64

Благотворительность и безопасность

Благотворительность и безопасность

Анализ подготовлен по заказу Благотворительного фонда «Город спорта» Специальной научной информационно-аналитической лаборатории Тотемс. Январь 2012. Москва.
Благотворительность и безопасность на первый взгляд даже по смыслу не стыкуется, поэтому цель этой статьи показать, что они могут быть не только взаимосвязаны, но и оказывать влияние.

Кто больше всего нуждается в благотворительности.
Начнем с определения. Благотворительность — это оказание безвозмездной помощи тем, кто в этом нуждается. Основной чертой благотворительности является свободный и непринужденный выбор формы, времени и места, а также содержания помощи. В данном случае выделяются два аспекта: формы безвозмездной помощи и категория людей, которые в нем нуждаются. Попробуем разобраться. Начнем с людей, которые нуждаются в помощи. На некоторое время эмоциональную составляющую исключим, для более трезвого понимания. Категория людей нуждающихся в помощи достаточно разнородна по причинам, поэтому разделим на возрастную категорию и выделим на группы.
Возрастная категория: дети, взрослые, пожилые люди. По всей логике самые незащищенные являются дети. Взрослые и пожилые имеют самостоятельный жизненный опыт в отличие от детей, которым он необходим для выживания. Биологический инстинкт, заложенный в людях, имеет задачу проявлять заботу о своем потомстве. Т.е. оказания помощи детям в жизненной цепочке это по логике сократит в будущем оказание помощи взрослым и пожилым в принципе. Взрослые и пожилые, в какой-то степени, могут попросить помощь, а вот дети нет, не в том, что они не могут говорить, а по той причине, что не знают об этом. Поэтому мы эту категорию более подробно рассмотрим.
Виды помощи детям в основном направлены на восстановление здоровья и спасения жизни, но мало или минимально оказываются детям сиротам и/или оказавшимся без попечения родителей. Эта категория самая большая и в отличие от детей инвалидов, за которыми родители обеспечивают уход и каким-то образом могут обратить внимание для помощи, то детям сиротам заботы кроме государства никто не оказывает. Краткий обзор благотворительности показывает, что в этой части существенный пробел. Если сопоставить финансовую помощь оказываемую помощь в сфере благотворительности, то это пропорционально деформирована. И не в последнюю роль из-за эмоциональности беды, вызываемые состраданием из-за критического состояния. Суди те сами. Миллиарды рублей на детей требующих операции и почти копейки на детей сирот. Финансовые потоки в этой сфере непропорционально распределены или скорее отсутствуют. Провести какой либо анализ финансовых потоков благотворительных фондов в России сложно из-за их непрозрачности. Информация об аудите благотворительных фондов практически отсутствует в публичном и свободном доступе. Но не в кой мере, конечно, нельзя критиковать финансовую помощь для детей, которым требуется операция для спасения жизни, но и закрывать глаза на пробел отсутствия помощи детей сирот тоже не стоит.
Логика подсказывает, что так не может быть. Здесь необходимо обратить внимание, чтобы восполнить пробел финансовых потоков помощи сиротам должен быть не за счет существующих, а за счет новых спонсоров, которые должны понимать, как используется эта помощь.
История Российского государства показывает, что эта деятельность по оказании помощи детям была особым приоритетом в обществе, как в Российской империи, так и в годы Советской власти. Поэтому здесь необходим детальный анализ, почему этот приоритет снизился и выпал из финансовых потоков благотворительности.
Вывод: Проблема оказания благотворительности детям сиротам и оставшихся без попечительства родителей практически ничтожна или по существу отсутствует по факту.

Анализ потерь детей для общества.
Отсутствие достаточности финансирования благотворительной помощи детям сиротам может сказаться негативно, поэтому необходимо разобраться в этом подробно. Проведем анализ доступных данных.
По данным Генпрокуратуры, в стране насчитывается около 2 миллионов беспризорников, по данным Российского детского фонда — 3 миллиона.
Общая численность детей, оставшихся без попечения родителей, учтенных на конец отчетного года в субъекте Российской Федерации – 665 987 детей. “Опубликованы Статистические данные за 2010 год. Источник данных ФИХС МОРФЕУС Министерства образования и науки РФ.
Дата получения данных 8 апреля 2011
По данные ВЦИОМ 800 тысяч детей в России не имеют родителей. И приводят данные.

Т.е. 80 тысяч сирот становятся достойными и законопослушными гражданами, остальные более 720 тыс. детей сирот практически потеряны для нашего общества и государства. Много это или мало? Сделаем сравнение. Возьмем общее количество детей и детей сирот.
Общее количество детей, которые в семьях 27,9 млн, потери из них составляют 6%. К ним относятся те, кто попадает в тюрьмы, становятся наркоманами, спиваются и другие, т.е. те кто потерян для общества. Возможно эта цифра выше, но там могут оказывать другие факторы.
А детей из числа сирот потери для общества 90%. Непонятно, а куда смотрит государство? 6% и 90%. Аргументы и причина таких потерь это низкая адаптация к социуму из-за отсутствия семьи и родителей. Воспитатели не могут заменить родителей из-за разных функций, важными которыми являются природные особенности человека, а именно эмоциональные, сексуальные (отношения к потомству и к родителям, а не секс предпочтения), интеллектуальные факторы, в какой-то мере диетология и среда обитания. Отличие функций родителей и воспитатели в том, что при формировании психики детей требуется наглядный пример адаптации и безопасности личности в социуме с выраженным эмоциональным фактором. Воспитатели в этом процессе обезличены, а дети, зная, что у них нет семьи, психологически дезинформированы. Отношения к ответственности и других черт характеризующую психику личности вырабатывается крайне низкой, поэтому выживаемость в социуме 10%. Наличие семьи и родителей при любом раскладе снижают потери детей для общества.
Вывод: потери детей сирот на государственном обеспечении для общества составляют 90% в отличие от детей в семьях, где потери всего 6%.
Чтобы понять, как снизить этот показатель, надо еще рассмотреть еще один параметр. Это финансовые затраты. Каковы финансовые потоки в форме благотворительности для детей?
Анализ финансовых потоков и благотворительных фондов оказался невозможен по причине практически полной непрозрачности в этой сфере. Невозможно понять характер самой помощи и как отличить помощь от декларации помощи. Создаётся впечатление, что каждый фонд создан под «своих», а не под цели благотворительности, но нельзя и не согласиться, что есть фонды, которые отвечают своим целям. Здесь присутствует разобщенность, как региональная из-за отдаленности и подчинённости, так по назначению выполняемых задач благотворительными фондами. Использовать зарубежную методику для оценки благотворительной помощи невозможно из-за различий законодательства в этой сфере, а собственной методики не существует. Выработать в таких условиях методику под силу только государству или специальному общественному органу с поддержкой законодательством в этой сфере. Но прежде чем разрабатывать и применять методику необходимо определить приоритеты благотворительности по направлениям и категориям.
Но даже поверхностный анализ финансовых потоков из открытых источников позволяет сделать вывод, что эта тема опасна для огласки.
Но надо сказать, сложившаяся в России сфера благотворительности привлекает значительные средства. Так, по результатам одного из исследований, в 2010 году 107 благотворительных фондов аккумулировали 23 млрд 430 млн 64 тысячи рублей. Условно это по одной тысяче долларов на ребенка сироту. Скромно. Только общий объем расходов одной из ведущих российских корпорации на благотворительную деятельность в 2010 г. составил 1 млрд. 680 млн. руб.
Здесь напрашивается вывод, что не в количестве денег можно делать оценку о благотворительности, а в конкретных результатах. Вопрос. Как эти результаты оценивать? Нужна значит соответствующая методика.
Еще один печальный вывод: 80% детей сирот попадают в той или иной мере под криминальную сферу.

Обеспечение безопасности.
Из криминальной хроники. Похитители сына Касперского рассчитывали с помощью выкупа решить проблемы с долгами по кредитам. Оперативники оценивают их действия как наглые и глупые. Обратите внимание на оценку действий правонарушения. А теперь как дети между собой конфликтуют? Вспомните, жестоко и бессмысленно. Это с точки зрения взрослого человека, но с точки зрения детей все по-другому. У них не развито некоторые чувства, таких как ответственность, страха, опасности и самое главное то, что всегда останавливает взрослого, чувство собственности и еще нечто, что он может потерять, в т.ч. и свободу и несоизмеримость последствий, если дать волю эмоциям. Вопрос кто и как воспитывает у детей сирот чувство собственности и другие качества характера? Государство с наемными чиновниками? А у детей с родителями? Родители и их собственность, дом, где формируются то, что называют патриотизмом или Родиной. Тут объяснения излишние, так как это и так понятно тем, кто не воспитался в детдоме. У всех детей сирот обострено чувство стремления к родителям, неважно даже кто они и какие они. Чем отличаются «дети сирот», от «детей с родителями» по сути? Подсознательный страх потерять родителей или перед родителями тормозит совершать неправильные поступки. Поэтому имея «тыл» родителей они формируют свои цели и стремления в жизни копируя (иногда не совсем правильно) живых примеров, выживаемость которых передаётся именно с родителей. А у детей сирот, как показывают выше приведенные данные ВЦИОМ, не всегда срабатывают эти «тормоза» безопасности именно из-за отсутствия родителей.
Промежуточный вывод: Безопасность выживаемости детей сирот крайне низка. 10 (десять) процентов подтверждается данными ВЦИОМ.
Теперь рассмотрим безопасность под другим углом. Это безопасность правонарушений на улицах, в обществе подростков. У подростков не имеющих родителей, у которых минимально развиты чувства собственности, но есть желание заполучить то, что есть у других кому позволяют родители могут ли они спокойно реагировать на несправедливость и не понимая особенности смысла «что такое хорошо, а что такое плохо»? Самое простое, что приходит на ум с неокрепшей психики получить «это» (неважно что, но то, что им недоступно) при массированной рекламе потребительсва, а есть у обычных сверстников. Вопрос не в том, как такие желания исполняются? А в том, что надо сделать, чтобы снизить такие желания, которые пополняют криминальные хроники? Получить по голове сзади просто так от подростков, даже не от сделанных им замечаний старших. Это вопросы из области безопасности.
И как их решать, зная причину и корни? Необходимо и это действует, если детям сиротам оказывать благотворительную помощь, но не такую, которая развивает чувство потребительсва и иждивенчество, а такую, которая воспитывает качества силы воли, стремления, усердие и другие качества, необходимые для выживаемости в гражданском обществе. Заменить чувства, которые дают родители невозможно, но развить качества выживаемости в современном мире возможно. Т.е. им надо дать инструмент достижения для формирования таких качеств, это значительно снизит потери детей сирот.
Самое лучшее и качественное решение такой проблемы это индивидуальный подход к каждому с учетом его психологических особенностей, которые позволяют раскрывать способности детей. Но ни специалистов, ни государственной программы в этой области не существует. И это очень дорого. Пока дорого.
Но наиболее практические и отработанные методы есть. Это спорт. Раньше, конечно, детей-сирот определяли в военные училища, но сейчас снижение милитаризации и потребности в общества другие. Спорт в данный момент более доступен, даже при низком качестве преподавании и воспитании в школах-интернатах. Поездки в группах на соревновании, тренировки, само участие в спортивных мероприятиях отвлекает не только от негативных мыслей, но и формирует качества, которые позволят увеличить выживаемость детей сирот в современном мире, сделав их достойными гражданами. Но учитывая, что государство обеспечивает минимально спортивным инвентарем, формой и в основном на остаточном принципе, т.е. ни как, тогда эту задачу должны выполнять благотворительные фонды. Во-первых, такая помощь контролируется; во-вторых, она адресная; в третьих, этим злоупотреблять не смогут недобросовестные сотрудники школ-интернатов; в-четвертых, владение спортивным инвентарем с формой придает уверенность и уменьшает чувство зависти, которое бывает причиной межличностных конфликтов. Вспомните, как дети перед собой хвастаются. Так вот, когда ребенок говорит другому сверстнику, у которого нет родителей, что у меня есть папа мама, то жутко представить какую психологическую травму получает сирота.
Конечно, одной спортивной тематикой недостаточно помогать, но если эта помощь будет действенной, если спонсоры будут доверять и видеть, как благотворительность оказывается, тогда сам процесс благотворительности будет способствовать расширению помощи детям сиротам. Особенно в тех сферах, которые доступны, только детям, имеющих родителей. Тут есть один момент, который необходимо учитывать. Само действие передачи помощи не должно ограничиваться, должна быть и обратная связь в общении и контроль, как помощь воздействует на детей сирот. Бывает что, даже благая благотворительная акция может быть бесполезной из-за непродуманных мелочей. Обратная связь позволяет выявить острые моменты, которые необходимо решить благотворительностью. Благотворительность — деликатная тема и основана она на доверии. Научиться доверять благотворительным фондам можно только по их практическим делам. Здесь как раз необходим подход, который бы делал бы оценку благотворительности, не по объему финансовой помощи, а по практической стороне результатов этой помощи, тогда картина будет наглядной. И цели, которая ставит перед собой благотворительная деятельность, принесет не только удовлетворение, но и решение такой серьёзной проблемы, как обеспечение безопасности детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Но при этом нельзя упускать один важный компонент, это эмоциональный фактор. Общество, которое будет положительно выражать эмоции через СМИ в решении этой проблемы, само начнет способствовать снижению количества детей сирот. Не сразу, но тенденции будут.
Вывод: Чем меньше сирот, тем выше безопасность.
Благотворительность общества детям сиротам отвлекает их пагубных влияний ведущих к развитию антисоциальных отношений при формировании личности у детей, а это напрямую зависит наша социальная безопасность в обществе, в т.ч. уменьшение уличной криминальности, и агрессивности подростков.

АНО «СНИАЛ Тотемс» Январь 2012. Москва ©